+7 (495) 640-43-43
Ежедневно с 10:00 до 21:00
Я - соискатель Я - работодатель Агентство
Статьи
Помочь и поддержать: психологи рекомендуют сиделкам

Помочь и поддержать: психологи рекомендуют сиделкам

Нужда в сиделках и компаньонках возникает по разным причинам: постоянный уход за пожилыми людьми, сопровождение и обеспечение качества жизни одиноких пожилых людей, временный уход за больными в лечебном учреждении, уход за больными на дому, регулярная помощь инвалидам. Требования к сиделкам предъявляются разные – по возрасту, образованию, перечню обязанностей, специфическому опыту работы и даже чертам характера, с которыми подопечному будет проще. Например, словоохотливость сиделки для одного подопечного - большой плюс, а для другого – утомительная проблема.

Чтобы ухаживать за больными, нужно обладать особыми чертами характера. Тактичность, сдержанность, сопереживание, душевная доброта в сочетании с твёрдостью духа. Но самое главное – нужно быть оптимистом!

Эмоциональный настрой сиделки точно так же, как у любого другого человека, подвержен влиянию со стороны. Её жизненный тонус неизбежно снижается от постоянного взаимодействия с людьми, угнетенными болезнью, собственной немощью, иногда и одиночеством. Иногда такая работа является тяжелой и в физическом смысле – перевернуть, поднять, выполнить гигиенические процедуры…

А ведь от сиделки-компаньонки, например, наниматель ждёт полноценного сопереживания, сердечного тепла, деликатности по отношению к пораженному недугом родственнику. Он требует, чтобы больной был ограждён от дополнительного негатива.

Как соответствовать всем этим ожиданиям и не утратить при этом собственную психоэмоциональную энергию?

Игнорируем жалобы грамотно

Подопечный жалуется на тяжёлую судьбу, жестоко с ними обошедшуюся? Близкие рассказывают сиделке, как они обременены необходимостью ухаживать за ним, сколько проблем в связи с этим приходится решать и чем жертвовать? Вам остается терпеливо выслушивать день за днём поток жалоб, впитывая в себя весь негатив? Или пресекать «жалостливые» разговоры жёстко и непреклонно?

Попробуйте рассказывать в ответ ещё более душещипательные истории. Неважно, будут ли они взяты из жизни или почерпнуты из произведений искусства. Пусть даже вы их выдумаете. Важно, что больной и его родственники почувствую, что кому-то ещё хуже. Кто-то страдает неизмеримо больше. А у них ещё ничего, терпимо… Если при этом умело переключить беседу на воспоминания о радостных моментах их личной жизни, то и вообще окажется, что хорошего было больше, чем плохого.

Хорошо помогают и отвлекающие маневры: «вспомните» внезапно и расскажите о каком-нибудь забавном происшествии, о политическом курьезе, об интересном наблюдении на улице. Фантазируйте! Постоянно нажимая на воображаемую кнопку «Стоп жалоба» и управляя информационным потоком, можно и вовсе избежать психоэмоциональных потерь.

Управляем привычками

За время вынужденных ограничений у больного человека часто возникает масса привычек, формирующих в итоге его чрезмерно капризное поведение. Психологи могут рассказать много историй о том, как подопечные буквально выматывают окружающих несуразными требованиями.

Так, в одном случае женщине пришлось ухаживать за собственной престарелой тётушкой. 90-летняя старушка в силу родственных связей почти беспрерывно воспитывала свою племянницу. «Воспитание» заключалось в том, что бабуля не давала сиделке ни минуты роздыху, полагая, что та не должна праздно сидеть в её присутствии. Это принеси, то унеси, открой окно, закрой дверь, сядь рядом и чисти картошку – бесконечные приказания, иногда и в самом деле нелепые, могли бы довести неподготовленного человека до белого каления. Но в этой ситуации у родственницы достало мудрости сначала беспрекословно подчиниться старенькой тётке, а затем исподволь, постепенно переключить внимание больной на более приятные вещи – на воспоминание о ярких эпизодах прошлого. Довольно часто они вспоминали и обсуждали детские выходки племянницы, и это чрезвычайно увлекло старушку. И вместо муштры и команд всё чаще звучало: «А помнишь, ещё был случай?».

Боремся с хандрой

Самый страшный бич лежачих пациентов – депрессия. Вынужденная неподвижность, замкнутое пространство, отсутствие радостных впечатлений, понимание собственной несамостоятельности угнетающе действуют на психику человека.

Рано или поздно, если ничего не предпринимать, постоянная сиделка при таком пациенте тоже будет чувствовать себя подавленной и эмоционально угнетённой.

Рекомендуем обратиться к видеоматериалам с упражнениями малой амплитуды для разных участков тела. Комплексы мини-пилатеса, занятия координационной гимнастикой вкупе с массажами и лёгкими растираниями буквально «растормошат» больного, помогут улучшить мышечный тонус, восстановить точки чувствительности. А главное, позволят отвлечь его от тягостных мыслей.

Психологи рекомендуют чаще обращаться к внутреннему миру пациента, использовать его внутренние ресурсы, чтобы поддерживать в нём интерес к жизни, пусть даже с ограниченными возможностями. Пожалуй, такое взаимодействие здорового и больного человека становится одним из главных условий для успешной борьбы с недугом. Здоровый человек в силах помочь расставить акценты на позитивных моментах.

Также психологи рекомендуют обратиться к возможностям арт-терапии. Средства можно выбрать самые разнообразные: рисование, раскраски, работа с пластилином, вязание, аппликации…вариантов множество, сиделка может выбрать то, что уместнее для подопечного, или предложить ему сделать выбор самостоятельно. Даже если человек в здоровой жизни никогда не занимался творчеством, этот процесс поможет ему выразить свои чувства, выпустить их наружу, отвлечься от будничных мыслей, поставить цель и достигнуть ее, а значит получить положительный заряд, которого так не хватает.

Заботимся о психогигиене

Ежедневно мыть руки и чистить зубы, принимать душ и регулярно стричь ногти и волосы – это естественная забота о телесной чистоте. Не менее важно очищать и восстанавливать эмоциональный тонус, утверждают психологи. И рекомендуют сиделкам уделять вопросам души больше внимания.

Так, например, можно взять за правило по вечерам писать на листке бумаги всё, что в течение дня вас огорчило или заставило страдать, в том числе и тягостные мысли. А потом заменять написанные утверждения на позитивные, пусть даже фантастические. Покажите записи своему подопечному. Соглашаясь с ними, пациент как бы накапливает силы для выздоровления, укрепляя свой дух.

Ну а если больной далёк от оптимизма, просто терпите. Но за своим эмоциональным состоянием и своими мыслями пристально следите. Экономьте слова, делайте выводы и оставайтесь в бодром расположении духа. Тут уместно вспомнить и об арт-терапии, как способе проработки собственного негатива!

И ещё наблюдение. Очень часто лежачих больных называют жертвами. Жертва инсульта, жертва инфаркта… Не позволяйте этим негативным установкам взять вас в плен вместе с вашим подопечным. В отдельных случаях уместно даже обращаться к религии и вере. Если подопечный молится, не мешайте ему. Поддерживая разговоры о том, что для него важно, не забывайте говорить о надежде, о вере в лучшее.

Добавить комментарий
Отправить